Описание
Балансировка колес крайне необходима в обслуживании колеса. Без нее ни сверхмодная подвеска, ни качественная и дорогая резина не обеспечат водителю комфорта на дороге. Вибрация руля в кузове со снижением управляемости на высоких скоростях — вот цена пренебрежения балансировкой.
Впервые запатентованная в 1912 году, технология балансировки колес постоянно совершенствовалась, не отставая от прочих новаций в автомобилестроении. Сегодня балансировка колес с помощью свинцовых грузов — основная и единственная в России. Но не в мире.
Чем же столь близкий нашему сердцу метод не устраивает Европу?
Ну, хотя бы, своей неточностью. Балансировка колес на балансировочных стендах по сути является лишь имитацией реальности. Идеальная балансировка, сделанная на станке с применением специальных адаптеров, не учитывает ни давления в шине, ни влияния на нее элементов подвески, ни скорости, ни загруженности машины. Достаточно провернуть отбалансированную шину на вале станка, и показания дисбаланса будут отличаться. Но даже если на этом этапе имитации удалось добиться повторяемого результата, то при закреплении колеса на ступице, неизбежно появится погрешность от неучтенного влияния подвески, которую мы не ощущаем явно, но это неумолимо разбивает вашу ходовую. В сумме набирается до 30% погрешности.
Велика ли цена погрешности? Представьте, дисбаланс колеса на 14-дюймовом диске в 20 граммов на скорости 100 км/ч равносилен ударам трехкилограммового молотка с частотой 800 ударов в минуту!
А теперь прибавьте погрешность от переменных параметров, постоянно меняющих свои значения при вращении колеса, которые станочная балансировка не учитывает.
Изменение радиуса колеса (F = mv2/r, где m — масса‚v – скорость, а r – радиус окружности) может происходить под влиянием следующих факторов:
a) загрузки
b) поворотов
c) изменения скорости
d) попадания грязи, камней
e) снижения давления
f) угла наклона дороги
Как показывают испытания, проведенные фирмой Соntinental, шины с навесными грузами недобирают 20% пробега от реально возможного. Много это или мало? С точки зрения обывателя — не настолько, чтобы в серьез озаботиться этим. Но на взгляд профессионалов, использующих в своей работе многоколесный автотранспорт — очень много, ведь идет борьба за каждый процент снижения издержек, а постоянно растущая стоимость 1 км. пробега эти задержки только увеличивает. А ведь так не хочется переплачивать.
Кроме того, не стоят забывать и про необходимость заново балансировать колесо после каждых 30тыс. км., или каждого ремонта или смены резины.
Сегодня, когда ведущие бренды автомобилестроения борются за экономичность и безопасность, создавая уникальные подвески для лучшей управляемости, сама необходимость проверки дисбаланса через каждые 30 тыс. км. выглядит откровенным анахронизмом.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, ученые бились над решением этой проблемы, разрабатывали многочисленные пены и порошки для постоянной балансировки колеса. Но единственное их достоинство — точная самобалансировка, учитывающая рабочие условия здесь и сейчас, меркло перед сонмом недостатков: недолговечностью балансировки, абразивными качествами, влагопоглощением, загрязнением внутренней стенки шины. Однако десять лет назад канадская компания Контеракт выпустила на рынок балансировочный материал нового поколения, который с чистой душой можно назвать балансировочной панацеей. В нем были объединены все разработки, защищенные патентами.
Новый продукт, получивший название Counteract, представляет собой микрогранулы диаметром от 0,15 до 0,9 мм, покрытые специальной смазкой. Оригинальность изобретения заключается в том, что балансировка колес с помощью гранул происходят автоматически, под влиянием земных законов физики. Микробисер закладываются в шину при ее монтаже на диск и за счет центробежной силы, возникающей во время движения колеса, микробисер Counteract распределяется по внутренней поверхности шины, стремясь уравновесить ее «тяжелые точки». Гранулы обладают электростатическими свойствами за счет специального состава, поэтому, заняв нужное положение в шине, они надежно притягиваются к ее поверхности. При возникновении нового очага дисбаланса (застрявший в протекторе камень, изменение давления, уклон дороги) гранулы под воздействием вибрации шины и возникшей разницы центробежных сил смешаются в сторону, вновь выравнивая баланс.
Закрепление гранул на поверхности шины строится на принципе трибостатического эффекта. Трибостатика — это зарядка частиц трением между двумя разнородными материалами. При трении между микробисером и резиной, бисер получает положительный заряд, а резина отрицательный. А, как известно вам еще с седьмого класса, полярные заряды притягиваются. При трении о шину бисер во время движения наэлектризовывается и, получив положительный заряд, притягивается к ней, имеющей отрицательный заряд. Смазка гранул и внутренней поверхности бескамерной шины специально облегчает перекатывание гранул в нужное место и усиливает притяжение, предотвращая стекание заряда. Как следствие гранулы могут долгое время находиться в зафиксированном положении даже после остановки автомобиля.
Таким образом, микробисер Контеракт проводит постоянную самобалансировку вашей шины на любой скорости. Среди неоспоримых преимуществ бисера над остальными балансировочными материалами можно выделить следующие:
Используется один раз и на весь срок службы шины. При ремонте покрышки его можно ссыпать в емкость, и вновь засыпать при монтаже шины на диск.
Обеспечивает точную автоматическую балансировку, позволяя Вам реально экономить на сохранности подвески.
Он так же обеспечивает равномерный износ шины за счет гашения вибраций от неровностей на дороге.
В отличие от балансировочных порошков, не загрязняет внутреннюю поверхность шины, не усложняет ее обслуживание.
В отличие от балансировочных порошков бисер покрыт влагоотталкивающим антиадгезивным слоем, поэтому не впитывает воду и не слипается в комья.
Покрытый тонким слоем смазки бисер не обладает абразивными свойствами в отличие от все тех же порошков.
Кроме того, бисер не образует пыль, которая забивает вентиль и приводит к утечке давления, избавляя вас от еще одного неприятного следствия использования порошков.
Балансировка с помощью микробисера не требует приобретения дорогостоящих балансировочных стендов.
Для шиномонтажников использование микробисера так же имеет свои плюсы. Во-первых, они экономят свое время на процедуре балансировки. Как следствие – они могут принять больше клиентов за смену. На практике замечено, что отбалансировав шины бисером, клиент при следующей замене колес вновь приедет к шиномонтажнику. Во-вторых, теперь шиномонтажникам совершенно не нужно покупать дорогостоящие балансировочные стенды, и обучаться технике работы на них.
В заключении нужно сказать, что приход нового балансировочного материала подобного микробисеру Контеракт на Российский рынок совершенно неизбежен. Уровень благосостояния граждан растет, количество дорогих автомобилей, требующих соответствующего обслуживания. И на вершине сможет оказаться только тот, кто будет соответствовать новым требованиям рынка. Остальные могут осуществлять обслуживание бюджетной категории машин. Тоже дело нужное.